Пути
философия
Политика
Управление
ТВ
Личности
Мысли
Галерея
путешествия
библиотека
wp
e-music
обмен CD
mp3
общение
форум
подпишись!
полезное
новости
ссылки

                 Статья с сайта компании Формоза. 

Один раз услышать… 


         Некоторый застой, наблюдавшийся в последнее время на рынке звуковых карт, как оказалось, был ничем иным, как своеобразным затишьем перед бурей. Очевидно крупные компании производили перегруппировку сил и одновременно осуществляли необходимую технологическую подготовку, связанную с необходимостью удовлетворения все более возрастающих запросов пользователей персональных компьютеров. Косвенным подтверждением этого факта являются такие получившие широкую огласку события, как, например, уход фирмы Advanced Gravis из этого сектора рынка и покупка фирмой Creative Labs отделения одного из ведущих производителей профессиональной звукотехники - фирмы Ensoniq, занимавшегося компьютерными исследованиями. На сегодняшний день можно определенно утверждать, что практически все подготовительные процессы в этом направлении завершены или, во всяком случае, близки к завершению, и их результаты стало можно уже не предвидеть, но подержать в руках и даже послушать собственными ушами. Как это ни парадоксально, но впервые все отличительные черты звуковой карты нового поколения (как то: мощный сигнальный процессор, достаточно большой объем оперативной памяти сэмплера, работающего с подгружаемыми в реальном времени с жесткого диска образцами звуков, возможность одновременного обслуживания нескольких приложений, осуществляющих вывод и/или ввод цифрового звука и full-duplex) впервые реализовала именно фирма Advanced Gravis в своей предпоследней карте Gravis Plug and Play PRO. После чего, очевидно, испугавшись содеянного, отказавшейся от производства звуковых карт вообще (что-то вроде: черт возьми, что же мы сделали-то?!..). Если говорить серьезно, то причин столь странного на первый взгляд поведения этой фирмы на рынке много и среди них такие, как изначально неверная маркетинговая политика в отношении этих звуковых карт, вызванная, очевидно, сменой коммерческих интересов руководства, и снятие фирмой AMD с производства процессора InterWave, на котором эти карты базировались. Оказавшись тем самым в гордом одиночестве на рынке PC-mulimedia, пресловутая Creative Labs непомерно вздула цены на свою продукцию при явно посредственном техническом уровне последней: отдельного разговора заслуживают реальные характеристики их "топовой" модели Sound Blaster AWE64 Gold ($225), а о ширпотребе и речи нет вообше. В результате в номенклатуре компьютерных аудиоустройств образовалась ценовая "дыра" между относительно дешевыми моделями звуковых карт с FM-синтезаторами и более или менее приличными сэмплерами (термин Wave Table, старательно повторяемый в многочисленных описаниях применительно к звуковым картам не вполне верен. Способ звукосинтеза, используемый практически во всех этих устройствах, носит название Sample Playback, отсюда и название - сэмплеры) размером в добрую сотню долларов, не занятую практически ни одним производителем. Однако, в настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону. После некоторого затишья, связанного прежде всего с необходимостью проведения исследований современной РС-платформы и перегруппировкой производственных сил на рынке PC-multimedia наконец-то начали появляться звуковые карты, соответствующие по своему качеству и предоставляемым пользователю возможностям современному состоянию компьютерной техники. Вполне закономерным представляется появление карт на шине PCI. Причем интересно, что одной из фирм, вставшей во главе этого рынка, стала небезызвестная S3, издавна занимавшаяся производством видеоакселераторов на этой платформе. Звуковые карты на шине PCI выпустили так же фирмы Turtle Beach (Daytona PCI), Ensoniq (PCI Sound Elite) и Diamond Multimedia (Monster Sound). Общей отличительной особенностью почти всех этих изделий является наличие синтезатора-сэмплера, работающего на шине PCI в режиме Bus Mastering'а и использующего для хранения образцов звуков основную оперативную память компьютера. Такая схема позволяет с одной стороны резко удешевить саму звуковую карту, отказавшись от необходимости установки на неё дополнительной памяти RAM или ROM, но с другой стороны требует большого объема памяти компьютера и довольно прилично загружает по пропускной способности как саму память, так и шину PCI, ограничивая возможности функционирования видеосистемы компьютера. Однако проблема совместной работы PCI-звуковой карты и видеоадаптера полностью решается с переходом последнего на шину AGP, так что у такого решения, безусловно, большое будущее. 

     На обочине прогресса, однако, не остались и более привычные нам звуковые карты, базирующиеся на шине ISA. Не вполне удачные попытки создать PC-multimedia карту с более или менее приличным звуком и параметрами, близкими к параметрам хорошей аудиоаппаратуры, предпринятые фирмой Turtle Beach с картой Pinnacle, надолго отпугнули от этой идеи ведущих производителей. И хотя Pinnacle и является до сих пор наиболее высококлассной звуковой картой для домашней студии, все же он дороговат и программная его поддержка оставляет желать сильно лучшего. К тому же непригодность этой карты для её использования в компьютерных играх сильно ограничивает занимаемый ею сектор рынка. Однако же принципы, заложенные Advanced Gravis оказались не столь нежизнеспособны, как то казалось поначалу. И воплощение этих принципов на новом техническом уровне не заставило себя долго ждать. Здесь следует отметить один немаловажный факт, заключающийся в том, что за последнее время на рынок PC-multimedia пришел ряд фирм, ранее известных только как производители профессиональной студийной техники. С одной стороны это не может не радовать - увидят теперь разные там креативы, как надо делать такие вещи по-настоящему, но с другой стороны наводит на печальные размышления относительно индустрии профессиональной звукотехники в целом, медленно, но верно "движущейся в сторону колбасы". Как уже говорилось, первой на этот сектор рынка попала Ensoniq. Так же нельзя не отметить приход еще двух "китов" индустрии - немецкой фирмы Terratec и французкой Guillemot, что изрядно всколыхнуло рынок звуковых карт и пошатнуло позиции не только Creative Tech., но и Turtle Beach. Новый продукт от Terratec - Promedia EWS64 призван конкурировать с Pinnacle по всем статьям, и в первую очередь по качеству программной поддержки. Карта несет в себе ряд приятных новшеств, таких как например 5.25'' rack-модуль для установки синтезатора типа Yamaha DB50XG или Korg Wave, через который на лицевую панель компьютера выведены разъемы AES/EBU, TosLink и звуковые входы/выходы. Однако цена этой карты достаточно высока (порядка $700) и сопоставима только с ценой TB Pinnacle. 

     Фирма Guillemot выпустила на рынок серию сразу из трех звуковых карт - Dynamic 3D ($150), Home Studio 2 ($220) и Home Studio PRO ($335), объединенных под общим названием Maxi Sound 64, на которых мне хотелось бы остановиться подробнее. Все карты этой серии базируются на широко известной микросхеме ESS1868F AudioDrive и DSP с быстродействием 50 MIPS от фирмы Dream, обеспечивающий 8 независимых каналов воспроизведения аудио и 64-х нотную полифонию сэмплера. Серия Guillemot Maxi Sound 64 представляет собой действительно новое слово в области PC-multimedia. Впервые на должном уровне (после Diamond Monster Sound) реализована 3-х мерная обработка звукового сигнала с возможностью воспроизведения звуковых эффектов на 4-х колонках (Surround), столь давно ожидаемая любителями компьютерных игр и виртуальной реальности. Наиболее дешевая карта серии - Dynamic 3D принципиально отличается от остальных отсутствием разъема расширения для подключения "дочерних" плат MIDI-синтезаторов (типа Turtle Beach Rio, Yamaha DB50XG или Korg Wave) и меньшим объемом оперативной памяти (2Mb, против 4Mb у остальных плат серии, хотя все карты могут быть расширены при помощи 72-контактного модуля SIMM до 20Mb). Плата Home Studio PRO призвана удовлетворить все запросы любителей домашнего музицирования. Эта модификация комплектуется небольшой дополнительной платкой, на которой установлены передатчик и приемник S/PDIF-сигнала CS8412 и CS8402 фирмы Cristal Semiconductor, высококачественный 18-и битный DAC Burr-Brawn B1717 и позолоченные разъёмы RCA для подключения к внешней аудиоаппаратуре. Home Studio 2 такой платкой не комплектуется, но в остальном она ничем не отличается от Home Studio PRO и является неплохой альтернативой таким картам, как Turtle Beach Tropez+ и Creative AWE64 Gold в качестве базовой аудиосистемы домашнего компьютера высокого класса. Нельзя не сказать несколько слов о программной поддержке карты. Она вне конкуренции. Инсталляция драйверов и программного обеспечения с "родного" CD происходит совершенно без проблем. Благодаря наличию микросхемы ESS AudioDrive карта "видится" в Windows'95 и различных играх даже и без этого, правда о 3D-звуке и 64-х голосной полифонии придется забыть… После окончания процесса инсталляции на жестком диске остаются следующие программы: 

  • Maxi Bank Downloader. - Утилита, выполненная в лучших традициях легендарного Patch Manager'а, поставлявшегося с платами Gravis Ultrasound MAX. Эта программа обеспечивает загрузку и выгрузку звуковых банков в память карты.
 
  • Maxi FX Home Studio. — Основная утилита управления DSP звуковой карты. Эта великолепно выполненная программа содержит 4-х полосный параметрический эквалайзер реального времени, ревербератор/хорус и 3D-спатиализер с возможностью управления алгоритмом выделения сигнала тыловых каналов регулировкой глубины стереопанорамы фронтальных каналов. Программа содержит 50 готовых пресетов настройки DSP для работы с наиболее известными играми как в варианте с двумя, так и с четырьмя акустическими системами.
 
  • Maxi Instrument Downloader. — Вспомогательная утилита, позволяющая более рационально  и полно управлять памятью на звуковой карте, но менее удобная в использовании, нежели Bank Downloader.
  • Maxi Instrument Editor. — Довольно мощный мультитембральный сэмплер, позволяющий создавать и редактировать инструменты по собственному вкусу. Более того, определенно можно сказать, что это лучшая программа этого класса после Patch Maker Lite все той же Advancd Gravis. Интуитивный интерфейс, огромные возможности редактирования и простота управления ставят эту программу вне конкуренции по отношению к подобной продукции от Turtle Beach или Creative Tech.
 
  • Quartz AudioMaster MS64. — Audio/MIDI секвенсор/микшер/редактор. Возможности этой программы и качество проработки интерфейса ставят её в один ряд с такими общепризнанными профессиональными программами, как CakeWalk PRO Audio и Steinberg Cubase Audio.А наличие весьма удобных встроенных средств редактирования System Exclusive Message делают эту программу вовсе незаменимой при работе с синтезаторами типа Yamaha XG, Roland Sound Canvas или Korg Wave.
 
         В целом карта производит весьма сильное впечатление. При работе с ней несмотря на отдельные недостатки звучания возникает ощущение законченности этого продукта и высокого технического уровня его изготовителя. Говоря “отдельные недостатки”, автор этих строк ловит себя на мысли, что он непроизвольно начинает сравнивать работу этой карты со студийной аппаратурой стоимостью, почти на порядок превышающей цену этой платы, и, естественно, отмечает некоторые грехи её работы. И хоть сама возможность такого сравнения говорит сама за себя, все-таки нельзя сравнивать PC-multimedia карты с такими аппаратами, как например Ensoniq ASR-10 или Roland Sound Canvas. Совсем разные категории цен и качества. И совсем разное назначение. Однако уверенно можно сказать, что данный продукт на сегодняшний день есть лучшее, что можно найти на рынке как по абсолютному качеству, так и по соотношению цена/качество. 
 
 
Вернуться.


  

   
--= Сайт разработан ООО "Студия Л-дизайн" =--